Выскажусь, пожалуй.
К Цою возвращаюсь в своей жизни примерно раз в 4 года, переслушивая отдельные песни. Когда-то ради поддержки в трудную минуту или поиска смысла, теперь просто как признание удачными мыслей, облаченных им в песенную форму, из-за ностальгии или под настроение. Так как сам уже пережил тот возраст, до которого дожил Цой, и теперь в его песнях он мало что может открыть для меня.
Прослушав всю его дискографию интересно было заметить в его творчестве два четко разграниченных по времени и содержанию этапа: первый - беззаботный романтический юноша (
Восмиклассница), которого волнует собственное времяпровождение, и второй - угрюмый, социально-направленный Цой, предстающий этаким голосом поколения, песни которого и стали хитами. Мне до сих пор непонятно и интересно, что там с ним произошло в то время, что его творчество так резко поменялось. Понятно, что все взрослеют и меняют мировоззрение, но у него как-то резко оно поменялось, буквально в течение одного альбома. Альбом «Ночь» (1986 г.) еще беззаботный (
Видели ночь,
Мы хотим танцевать), а следующий альбом «Группа крови» (1988 г.) — уже того самого Цоя, которого запомнила вся страна (
Группа Крови,
Дальше действовать будем мы). Каспарян сказал на эту тему, что некоторые песни альбома, в частности, саму песню "Группа Крови", Виктор Цой принес в группу уже готовой, со вступлением, соло. Похоже, процесс его перевоплощения произошел не слишком заметно даже для самих участников группы.
В Казахстане, где я жил, многие считали Цоя своим, что он родился именно в Казахстане. Может быть потому, что являясь корейцем, он был похож на казаха, а может потому, что его отец действительно жил, а фильм "Игла" снимался в Казахстане. До сих пор в интернете я встречаю высказывания казахстанцев, гордящихся своим земляком Цоем. Лишь прочитав биографию во взрослом возрасте я узнал, что это миф
В последнее время к Цою высказываются претензии в развале СССР или плагиате у The Cure, например. В том числе и на нашем сайте likness.ru. Отчасти я согласен с этим. Больше всего в этом смысле мне близка реплика одного комментатора под его песней: - Витя, мы дождались перемен, но знаешь, ну их в *опу, такие перемены
Без злобы так, а просто в виде констатации факта о наших всеобщих заблуждениях, в которых Цой выступил знаменосцем.
Вот так. ©